Как купить или продать долю в ООО, акции в АО

Наиболее популярный и простой способ передать контроль над бизнесом.

Продажа бизнеса в форме продажи юридического лица происходит путем отчуждения долевого участия в юридических лицах – собственниках предприятий с целью дальнейшего использования этого участия для управления деятельностью предприятия и получения прибыли. В результате такой сделки происходит смена участников организации, оформляемая путем внесения изменений в его учредительные документы, которые подлежат государственной регистрации. Покупателю бизнеса нужно пройти три формальные процедуры, чтобы стать полноправным участником общества и реализовать свои права.

Заключить договор купли – продажи долей в уставном капитале/акций;

Собранием участников общества принять решение принять решение о внесение изменений в устав общества, связанных с изменением состава участников;

Зарегистрировать принятые изменения в учредительные документы юридического лица в соответствующей налоговой инспекции.

Основным предусмотренным законом способом купли-продажи доли ООО является договор купли-продажи доли ООО. Однако недостатком данного способа является тот факт, что продавец доли вынужден будет оплатить соответствующие налоги со своих доходов от этой сделки. Таким образом, на практике появился второй способ, который заключается в выходе участника из ООО и распределением его доли между другими участниками. Последний способ осуществляется по следующей схеме: покупатель выкупает минимальную долю за незначительную сумму денежных средств, после чего продавец пишет заявление о выходе из Общества, данное заявление заверяется у нотариуса и передается генеральному директору под роспись. С этого момента участник не имеет права участвовать в деятельности ООО, регистрация выхода должна быть произведена в течение года, иначе она аннулируется. Отдельно стоит вопрос о выплате денежного вознаграждения вышедшему участника, однако по сложившейся бухгалтерской практике – она минимальна.

Как выявить риски при покупке доли в ООО?

Первое, на что надо обратить внимание – это передача всех документов, в т.ч., но не исключая: уставные документы, печати, штампы, контракты, расписки, доверенности, вся бухгалтерская отчетность, документация, кассовые книги, все документы, на которых есть подписи генерального директора. Данная документация передается по акту приема-передачи. Необходимо провести личные встречи, со всеми прошлыми генеральными директорами ООО, контрагентами на предмет выявления сомнительных сделок, а также наличия взятых на фирму кредитов. Необходимо проанализировать всю бухгалтерскую документацию и выявить сомнительные сделки с фирмами-однодневками, такие сделки можно увидеть исходя из анализа выписки по банковскому счету. Кроме того, требуется внятный анализ финансово-экономического состояния общества. Не лишним будет проанализировать базу решений арбитражных судов, районного суда по месту регистрации компании, воспользоваться доступными и платными сервисами проверки контрагентов, на предмет наличия споров, аффилированности юридических лиц либо генеральных директоров. Привлечение юриста по сопровождению сделки купли-продажи направлено, во-первых, на минимизацию рисков при покупке ООО, а во-вторых, в случае выявления в дальнейшем сомнительных сделок либо кредитных обязательств – предпринять меры по признанию сделки купли-продажи ООО недействительной, расторгнуть ее, либо возбудить уголовное дело в отношении продавцов доли.

Механизмы продажи бизнеса

На украинском рынке готового бизнеса существуют три основных механизма продажи предприятия. продажа предприятия как имущественного комплекса, продажа долей в обществе с ограниченной ответственностью (акций в акционерном обществе); реорганизация юридического лица – слияние или поглощение компаний. Продажа предприятия как имущественного комплекса. Согласно ГК Украины предметом договора является предприятие в целом как имущественный комплекс, в который входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, кроме прав и обязанностей, которые продавец не вправе передать другим лицам (например, права, полученные на основании лицензии на занятие определенным видом деятельности). Продажу предприятия условно можно разделить на несколько основных этапов: определение состава и стоимости продаваемого предприятия; заключение договора купли-продажи; уведомление кредиторов о продаже предприятия; передача предприятия; государственная регистрация перехода права собственности на предприятие. Определение состава и стоимости продаваемого предприятия В соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины еще до составления и подписания договора будущие стороны должны определить состав и стоимость продаваемого предприятия путем полной инвентаризации его имущества. Для этого они должны составить и рассмотреть акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Из  ГК вытекает также, что стороны не только рассматривают указанные документы, но и согласовывают состав передаваемого имущества, его стоимость, перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав имущественного комплекса. Заключение договора купли-продажи Договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему документов, таких как акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень всех долгов. Уведомление кредиторов о продаже предприятия После заключения договора, но еще до реальной передачи предприятия покупателю, кредиторы по обязательствам, включаемым в состав продаваемого предприятия, должны быть уведомлены о его продаже. Кредитор, получив уведомление, вправе сообщить о своем согласии на перевод долга. Кредитор, который письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части. После передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора. Передача предприятия Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, подписываемому обеими сторонами. В акте должны быть указаны данные о составе предприятия, об уведомлении кредиторов о его продаже, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. Подготовка предприятия к передаче, включая составление передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором. Моментом передачи предприятия покупателю является дата подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия. Государственная регистрация перехода права собственности на предприятие Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. Государственная регистрация перехода права собственности на предприятие осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Всего существует, как известно, 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В целях перехода прав на бизнес используется только две формы реорганизации юридических лиц – слияние и присоединение. И в том, и в другом случае процедура продажи бизнеса посредством реорганизации проходит следующие этапы: принятие решения общим собранием участников (акционеров) о реорганизации; уведомление кредиторов реорганизуемого юридического лица; составление передаточного акта, который должны содержать положения о правопреемстве в отношении всего имущества компании; государственная регистрация произошедшего присоединения или слияния в налоговых органах. В результате реорганизации юридического лица в форме слияния или присоединения прежний бизнес внедряется в новую структуру, подконтрольную фактическому покупателю бизнеса, который получает полный контроль над деятельностью организации. Какой бы механизм купли-продажи бизнеса Вы ни выбрали, основой успешной сделки является грамотный анализ учредительных и финансовых документов выставленного на продажу предприятия. С помощью проведенного анализа появляется возможность определить стратегию развития сделки.